Инструменты рисования. Реалистичные кисти

В самых первых графических редакторах пользователи еще не имели в своем распоряжении никаких эффектов и хитроумных инструментов. Все, что у них было под рукой, - кисть, карандаш, инструмент заливки, ластик, инструменты выделения областей и несколько инструментов построения геометрических фигур - на этом список инструментов первых графических редакторов, как правило, заканчивался.
Прошли годы, сменились технологии, и в возможности современных графических редакторов, таких как Adobe Photoshop CS5, просто трудно поверить. Все меньше и меньше вмешательства пользователя требуется для создания

восхитительных работ, и все больше и больше в процессе творчества берет на себя компьютер. Тем не менее, инструменты рисования, такие как кисть и карандаш, пользуются популярностью до сих пор. Ни один уважающий себя пользователь программы Adobe Photoshop не откажется от их использования, так как заменить рисунок, созданный своими руками, не может ничто. А в сочетании с мощнейшими эффектами и возможностями современных графических редакторов при помощи кисти можно создавать действительно восхитительные работы.
В новой версии программы Adobe Photoshop художники, предпочитающие работать кистями, получили от разработчиков компании Adobe немало подарков: вашему вниманию представлен абсолютно новый инструмент Микс-кисть (Mixer Brush Tool), а также новые реалистичные кисти, определять физические параметры которых вы можете самостоятельно.
 
Реалистичные кисти и их применение на практике
От версии к версии в программе Adobe Photoshop инструменты рисования кистью приобретали новые и новые возможности: пользователь в распоряжение получал новые формы и параметры кистей, можно стало определять степень размытости кисти, эмулировались водяные краски и т. п. Но все эти наработки кажутся просто смешными по сравнению с тем подарком, что получили пользователи в программе Adobe Photoshop CS5.
Кисти стали настоящие. Вы буквально можете их потрогать! Конечно, я несколько преувеличил, но кисти действительно стали очень реалистичны. Теперь вы можете даже создавать собственные кисти: определить форму и количество щетинок, их длину и толщину.
В предыдущей версии Adobe Photoshop уже имелась возможность модифицирования стандартных кистей, но она имела довольно скудные настройки. Как бы вы ни старались, созданная вашими трудами кисть не создавала бы впечатления работы настоящей кисточки.

Панель Кисть

Для выбора и создания собственных кистей служит панель Кисть (Brush). Своего рода палитру доступных кистей представляет собой панель Наборы кистей (Brush Presets). Для отображения первой панели выберите команду меню Окно => Кисть (Window => Brush), для отображения второй - Окно => Наборы кистей (Window => Brush Presets).
Рассмотрим элементы управления панели Кисть (Brush), при помощи которых можно создать собственную уникальную кисть на основе уже существующей или полностью самостоятельно:
• Кнопка Наборы кистей (Brush Presets) отвечает за отображение панели Наборы кистей (Brush Presets), служащей своего рода палитрой доступных кистей.
• Список в правом верхнем углу экрана представляет собой палитру существующих кистей. Щелкните по интересующей кисти мышью, чтобы перейти к редактированию ее параметров.
• Ползунковый регулятор и поле ввода Кегль (Size) отвечают за важнейший параметр кисти - ее размер. Минимальный размер кисти - 1 пиксел, максимальный размер зависит от формы и типа кисти.
• Группа элементов управления Качества щетины (Bristle Qualities) позволяет определить физические параметры кисти: ее форму, количество щетинок, их длину, толщину и т. д. Возможность определять физические параметры кисти - одно из главных нововведений программы Adobe Photoshop CS5. В данной группе элементов управления вам доступны:
• Раскрывающийся список Форма растровой точки (Shape). Определяет форму кисти. Вы можете выбрать одну из десяти форм, вам предоставлены круглые и плоские кисти с различной степенью собранности щетинок. Некоторые из них, например Плоский угловой (Flat Angle), имеют очень специфическую форму.

• Ползунковый регулятор и поле ввода Щетина (Bristles). Определяет количество щетинок в кисти. Определяет своего рода плотность кисти.

• Ползунковый регулятор и поле ввода Длина (Length). Определяет длину щетинок в кисти. Реальная длина щетинок во многом зависит от выбранной формы в раскрывающемся списке Форма растровой точки (Shape).
• Ползунковый регулятор и поле ввода Толщина (Thickness). Определяет толщину каждой щетинки в кисти. Определяет плотность кисти.

• Ползунковый регулятор и поле ввода Твердость (Stiffness). Определяет жесткость щетинок в кисти. При малых значениях щетинки имеют высокую жесткость, след кисти получается более равномерным. При высоких значениях щетинки имеют низкую жесткость, более послушны, след кисти несколько разряжен.

Влияние твердости кисти на ее мазки. Сверху изображены мягкие кисти, снизу - жесткие

• Ползунковый регулятор и поле ввода Угол (Angle). При рисовании мышью определяет угол наклона кисти. При рисовании на планшете угол наклона задается пользователем.
• Группа элементов управления Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape) определяет некоторые специфические параметры кисти. Однако со времен программы Adobe Photoshop CS4 здесь не наблюдается никаких изменений.
• Флажок Интервалы (Spacing) определяет, есть ли между мазками кисти промежутки. Настроить длину промежутков можно при помощи соответствующего ползункового регулятора. Большинство кистей при сброшенном флажке нефункциональны.

При изменении любых параметров кисти вы можете наблюдать пример ее работы в нижней части панели Кисти (Brush) и на панели GPU-обзора кисти.
Также интересным нововведением программы Adobe Photoshop CS5 стала панель GPU-обзора кисти. При рисовании новыми кистями в небольшом окне вы можете увидеть, как при этом двигается ваша кисть. При использовании планшета кисть двигается во всех трех измерениях.

Для того чтобы панель GPU-обзора кисти отображалась, требуется поддержка OpenGL. Если при рисовании новыми кистями вы не видите окно GPU-обзора кисти, выберите команду меню Редактирование => Установки => Производительность (Edit => Preferences => Performance). Убедитесь, что флажок Включить отрисовку OpenGL (Enable OpenGL Drawing) установлен.

Панель GPU-обзора кисти можно свободно перемещать по экрану, как любую другую панель программы Adobe Photoshop CS5. Для уменьшения размера панели нажмите кнопку. Вернуть большой размер напели можно нажатием кнопки. Для закрытия отображения панели GPU-обзора кисти нажмите кнопку. Чтобы восстановить отображение панели GPU-обзора кисти, нажмите на панели Кисть (Brush) или Наборы кистей (Brush Presets) кнопку.
Еще одним приятным нововведением программы Adobe1 Photoshop CS5 с технологией GPU является возможность на лету менять размер и жесткость щетины текущей кисти. Это позволяет сделать процесс рисования намного быстрее и сэкономит немало ваших сил. Данные комбинации будут работать только при условии, что в данный момент активна панель Кисти (Brush) и в системе установлена поддержка OpenGL.
Для того чтобы поменять размер кисти и жесткость щетинок, даже не отводя указатель мыши от рабочей области:
1. Убедитесь, что активна панель Кисти (Brush) и в системе установлена поддержка OpenGL.
2. Нажмите и удерживайте клавишу Alt.
3. Нажмите и удерживайте правую кнопку мыши.
4. Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте мышь влево, чтобы уменьшить размер кисти, вправо - чтобы увеличить. Для изменения жесткости щетины в сторону ее повышения перемещайте мышь вверх, в стороны уменьшения жесткости - вниз.
5. Когда измененные параметры кисти вас устроят, отпустите правую кнопку мыши и клавишу Alt.
Нововведения программы Adobe Photoshop CS5 в области рисования кистями являются одними из важнейших изменений новой версии. При помощи новых реалистичных кистей можно создавать изображения, действительно способные составить конкуренцию нарисованным вручную. Возможность создания эксклюзивных кистей позволяет сделать процесс рисования кистями более индивидуальным, а полученные в результате работы - уникальными.

Панель GPU-обзора кисти

Новые кисти и их настройки позволяют удобно моделировать прически в Photoshop CS5