Аудит действий пользователя

  Аудит — один из двух механизмов, предоставляемых Windows для проверки результатов системных изменений, вносимых пользователем (вторым механизмом являются квоты, подробнее о которых вы можете узнать, из статьи «Установка квот»). Аудит также можно использовать для поиска новых объектов оптимизации системы или выяснения привычек пользователя, что позволит предоставить ему гибкую поддержку в виде особых вариантов настройки или обучения. Разумеется, аудит применяется и в других целях, однако большинство из них не рассматривается в этой главе, — к примеру, путем аудита вы можете определить, не нарушает ли сотрудник правила пользования Интернетом, не пытается ли, сговорившись со злоумышленниками, создать брешь в системе безопасности. Все эти применения имеют право на жизнь, однако никак не связаны с оптимизацией компьютера.

  Разумеется, аудит по своей природе является весьма агрессивным средством, и большинство пользователей относятся к нему резко негативно. Поэтому мы рассмотрим способы подсластить эту горькую «пилюлю». Для получения некоторых данных аудит является безальтернативным средством, и вы не сможете узнать о привычках пользователя каким-либо иным способом. Тем не менее, не стоит пользоваться аудитом постоянно — по крайней мере, чем реже вы будете это делать, тем лучше. В конце раздела вы узнаете о том, как организовать аудит и обработать его результаты.
  Не следует думать, что аудит — это всегда наблюдение за кем-то другим. В некоторых случаях вы можете воспользоваться аудитом для определения собственных рабочих привычек и их совершенствования. Аудит выявляет скрытые особенности — как правило, вещи, которые вы делаете, не задумываясь. Анализируя путем аудита собственные действия, вы сможете лучше оценить свою работу па компьютере и найти новые способы оптимизировать ее в соответствии со своими потребностями.
Как не приобрести репутацию «Большого Брата»
  Люди не хотят, чтобы вы за ними подглядывали. Исторический опыт показывает, что люди реагируют чрезвычайно резко, когда за ними шпионят. Поэтому первое, что вам нужно решить, — использовать ли аудит вообще. Аудит является последним средством оптимизации системы; к нему стоит прибегать лишь тогда, когда все остальные средства результата не дали. Например, во многих случаях для получения информации вы можете попытаться опросить пользователей в какой-либо форме. Аудит остается на случай, если пользователи с очевидностью не понимают, чего вы от них хотите, по крайней мере, в плане оптимизации.
  К аудиту существует двоякое отношение. Некоторые предпочитают проводить его тайно, полагая, что в этом случае результат будет наилучшим, поскольку пользователь действует естественно и с максимальной вероятностью выполняет те же действия, что и обычно. Действительно, тайный аудит приводит к неискаженным результатам; вы можете воспользоваться им, чтобы определить, привело ли изменение параметров системы к желаемому эффекту оптимизации. Однако вы рискуете получить крайне негативную реакцию на свои действия, поэтому не следует слишком часто прибегать к тайному аудиту. Пользователи имеют право знать, что вы проводите аудит их действий с целью оптимизации.
  Есть люди, считающие аудит неэтичным и настаивающие на том, что пользователь должен знать о любой форме аудита. Уведомлять пользователей об аудите очень полезно, поскольку вы гарантированно избавляете себя от резких выпадов — пользователи не смогут впоследствии заявить, что не знали об аудите. Такая форма лучше всего подходит для изучения привычек пользователей путем долговременного аудита. К сожалению, если пользователи знают о том, что за ними наблюдают, вы не можете рассчитывать на полную естественность их поведения, по крайней мере, первые одну-две недели. По прошествии некоторого времени пользователи обычно забывают об аудите; их поведение становится близким к нормальному, что позволяет без всяких интриг получать точные результаты.
  Решив провести аудит действий пользователя и определив, следует ли уведомлять его об этом, вы должны ответить себе на вопросы, что и как долго вы хотите выяснять путем аудита. В этом вам помогут разделы «Временный и постоянный аудит» и «Аудит дисков, папок, приложений и файлов» данной главы. Суть состоит в том, что вам необходимо продумать свои действия и выработать план аудита. Если пользователь осведомлен об аудите, вы также должны сообщить ваш план ему, если только это не повлияет на результаты. Информирование пользователей исключает претензии с их стороны в дальнейшем, поскольку они с самого начала находятся в курсе всех событий.
  Еще одним средством против репутации «Большого Брата» является регистрация всех ваших действий, выполняемых в ходе аудита. Ведите записи с аккуратностью и привлекайте для их проверки третью сторону. Ваша цель — получить данные, необходимые для оптимизации системы, а не создать окружение, которое послужило бы образцом конспирации. Сделайте записи доступными пользователям; разумеется, при этом надо следовать политике конфиденциальности компании, поэтому пользователи не должны видеть ничего, кроме данных собственного аудита.